Москва, Бережковская наб., д. 16, корп.2, оф. 609 manager@xproject.ru
+7(495) 783-86-20
 
 

Третья статья. «Скелет сайта»

Опубликовано в газете «Ведомости» 14 мая 2002. Продолжение цикла, посвященного разработке сайта компании в Интернете.


Скелет сайта
Не должен походить на структуру компании

Прежде чем разрабатывать структуру будущего сайта, нужно подумать над ее функциональностью.

Структура сайта определяется задачами, которые пользователи хотят решить с его помощью. Естественно, проще распределить обязанности по поддержке разделов на сайте среди различных подразделений или департаментов в соответствии с устоявшейся иерархией и полномочиями руководителей. Однако следование этому принципу приведет к созданию сайта, ориентированного больше на сотрудников компании, чем на клиентов и партнеров. Пользователям в большинстве случаев неинтересно, как организована внутренняя структура компании. Поэтому им вовсе не обязательно изучать эту структуру при использовании сайта.

Структуру сайта лучше всего разрабатывать как иерархическую схему, похожую на «дерево». Что хорошего в «деревянной» структуре?

Такая структура необходима при разработке навигации по сайту прежде всего разработчику. Она содержит ответы на вопросы об элементах меню, общем стиле, о том, как проложить путь к той или иной информации сайта, по каким предпочтительным маршрутам направлять пользователя.

Основываясь на структуре, художник продумывает будущий дизайн сайта.

Глядя на дерево, разработчик сможет точнее сориентировать заказчика в стоимости и сроках разработки сайта.

На основе готовой структуры проще подготовить финальное техническое задание.

Структура (скелет) сайта — это важный документ, он лежит в основе технического задания (ТЗ) для разработки сайта, а также, если вы захотите провести тендер для выбора компании-разработчика, в основе задания для участников тендера. Не имея достаточного опыта в этой области, при подготовке ТЗ легко не учесть ряд нюансов и допустить какие-либо ошибки, которые в дальнейшем могут существенно снизить эффективность работы сайта и повлечь в дальнейшем дополнительные расходы на их исправление. Если структура создается совместно с разработчиком, вначале лучше подготовить свое видение структуры. Уже потом специалисты компании-разработчика подскажут, что и как лучше расположить и как это лучше преподнести для пользователя.

После того как сайт сдан и выложен в Интернет, необходимо регулярно обновлять его содержание, корректировать и добавлять некоторые элементы дизайна, а также выполнять множество других действий, чтобы он не потерял своей актуальности и привлекательности. Одним словом это называется «поддержка». Поддержка может осуществляться тремя путями.

1. Поддержка сайта своими силами. Для этого придется ввести в штатное расписание в зависимости от масштабов проекта одного или нескольких специалистов по верстке. Этот вариант приемлем при небольших объемах изменений текстовой информации. А если понадобится менять элементы дизайна или вносить изменения в программную часть сайта, то придется добавить еще нескольких специалистов в области интернет-технологий. Средняя зарплата таких специалистов сейчас составляет $500 — 600 в месяц.

2. Если объемы работы уже таковы, что держать свою команду для поддержки сайта невыгодно, стоит обратиться за поддержкой к профессиональной дизайн-студии. В этом случае сайт попадает в руки целого коллектива специалистов: дизайнеров, верстальщиков, программистов, копирайтеров и т. д. Стоимость поддержки может составить от $300 до $1000 — 2000 в месяц и выше — в зависимости от того, что входит в пакет. В рамках поддержки студия может предоставить и дополнительные услуги, например:

  • подготовку и правку текстов;
  • статистическое и аналитическое сопровождении;
  • ведение рекламных кампаний.

3. Существует еще третий вариант — установка на сайт специального программного комплекса, который позволяет любому сотруднику компании добавлять (редактировать) информацию на сайте. Но это уже тема для отдельной статьи.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ

Размещение на главной странице более 7 — 9 основных разделов. Это ведет к плохому восприятию информации.

Не стоит начинать готовить структуру, не представляя полного объема материалов для размещения, иначе потом придется ее переделывать.

Избегайте перегрузки одной страницы текстом. Лучше создать дополнительный подраздел: это позволит пользователям с невысокими скоростями доступа быстрее получить нужную информацию.

Не делайте структуру сайта очень сложной. Навигация по сайту должна быть интуитивно понятна любому пользователю.

При составлении структуры не нужно копировать организационную структуру компании. Структура сайта должна определяться задачами, которые хотят решить с его помощью пользователи, а не сотрудники компании.

Автор — Михаил Самсонов
Руководитель компании X-Project