Москва, Бережковская наб., д. 16, корп.2, оф. 609 manager@xproject.ru
+7(495) 783-86-20
 
 

Вторая статья. «Тендер - дорогая затея»

Опубликовано в газете «Ведомости» 29 апреля 2002.
Вторая статья из цикла, посвященного разработке сайта компании в Интернете.

Ведомости
Тендер — дорогая затея.

Многие фирмы уже имеют свой собственный веб-сайт, а некоторые только об этом раздумывают. Но кто и как будет создавать представительство компании в Интернете? Есть три варианта:

  • создать сайт собственными силами;
  • нанять специалиста, который пообещает все сделать за $400 — 500;
  • заказать разработку сайта профессиональной дизайн-студии.

Первые два варианта очень похожи — практически никаких затрат. Минус третьего варианта — цена. Стоимость разработки небольшого сайта в профессиональной студии колеблется от $4000 — 5000 до $20 000 — 30 000.

В профессиональных студиях над веб-сайтом работают следующие специалисты:

  • менеджер проекта — он решает все вопросы в процессе разработки;
  • веб-дизайнер — разработка стиля и графики для сайта;
  • веб-мастер — HTML-верстка;
  • веб-программист — написание программных модулей, использующихся на сайте (например, магазин, базы данных) ;
  • веб-маркетолог — маркетинг интернет-проекта, подготовка материалов;
  • контент-девелопер — написание и переработка материалов для сайта, вычитка «чужих» материалов перед их помещением на сайт;
  • веб-администратор — поддержка работоспособности сервера как программно-аппаратного комплекса, вопросы безопасности.

Следующий вопрос: как выбирать разработчика среди сотни компаний?

Неплохой вариант, когда разработчика советует партнер или знакомый, который уже имел с ним дело и может дать положительную оценку.

Другой способ выбора студии — проведение собственного маркетингового исследования. С помощью каталогов и поисковых систем можно отобрать 20 компаний с лучшими портфолио. Далее список сокращается до трех-пяти студий (желательно, чтобы они были одного уровня). Следующий этап — проведение встреч, на которых и определяется компания-разработчик.

Третий способ выбрать разработчика — тендер. Что важно в проведении тендера?

  • Наличие пакета материалов, в котором будут описаны все условия, сроки и форма предоставления материалов.
  • Обязательный состав участников (не нужно его держать в секрете, компании должны видеть, что соревнуются с конкурентами своего уровня).
  • Проверка компании-участника на наличие юридического лица (многие компании в Интернете не являются таковыми, а представляют одного-двух человек).
  • Количество участников тендера — оно не должно превышать пять-семь компаний.
  • Заключение с каждой компанией-участником договора, не предусматривающего передачу прав на использование разработанных материалов устроителем тендера.

Правильный тендер — дорогая затея, и надо быть к этому готовым. Уважающий себя профессионал в бесплатном тендере участвовать не будет: идеи стоят дорого. Поэтому, объявляя тендер, нужно быть готовым заплатить разработчикам за участие в тендере (стоимость колеблется от $400 до $700 для каждого участника) , хотя бы из уважения к их деловой репутации и силам, которые к тому времени они потратят. Не забывайте извещать всех участников о результатах тендера.

Следующий этап — подписание договора с выбранной студией. Но, кроме самого договора, есть еще один документ — ТЗ (техническое задание). Это документ, регламентирующий отношения между заказчиком и исполнителем работ на создание сайта. Можно подготовить ТЗ своими силами, в крайнем случае нанять специалиста. Однако нужно учесть, что специалист, заменяющий экспертов как минимум по четырем вопросам — хорошо знающий как рынок интернет-рекламы, так и специфику веб-дизайна вкупе с версткой, программированием и хостингом, — стоит дорого, а полностью загружен он будет только в период разработки ТЗ. Заказчик может и не знать (да и не обязан) о существующих способах воплощения различных бизнес-идей и стратегий. Поэтому окончательный вариант ТЗ лучше формировать совместно с исполнителем.

Итак, техническое задание разработано, исполнитель выбран, можно начинать работы. Что же еще может встретиться на пути? Иногда с каждой из сторон — заказчика и исполнителя — в процессе принимают участие по нескольку человек. Каждый из них обладает опытом, знаниями, умениями, предпочтениями и многими другими положительными качествами. Какое решение принимается в условиях стыковки мнений? Часто самое серенькое, так, чтобы и нашим и вашим.

Лучший способ гарантировать целостность разрабатываемого сайта и разделов сайта — поручить контроль над всем проектом одному человеку. Как со стороны заказчика, так и стороны исполнителя. Иными словами, выбрать какого-нибудь произвольного члена сообщества и осуществлять общественный выбор в соответствии с его предпочтениями. Профессиональные студии обычно сразу же назначают ведущего менеджера проекта, с которым в дальнейшем представителям компании приходится работать, решать все вопросы и сглаживать все проблемы взаимного непонимания.

Автор — Михаил Самсонов
Руководитель компании X-Project