Москва, Бережковская наб., д. 16, корп.2, оф. 609 manager@xproject.ru
+7(495) 783-86-20
 
 

«Строим сайт для риэлтора»

Опубликовано в ежедневной газете «Квартира Дача Офис» 18 июня 2002.

Ежедневная газета по недвижимости «Квартира Дача Офис»
Строим сайт для риэлтора.

Давно прошли те времена, когда веб-сайт создавали для того, чтобы он просто был и им можно было похвалиться перед партнерами или конкурентами. Правильно сделанный сайт должен работать и не просто работать, а приносить прибыль. И для этого недостаточно разместить на сайте информацию о компании, перечень предоставляемых услуг и схему проезда к офису с указанием контактных телефонов. Сайт должен жить, жить своей интерактивной жизнью. Например, сообщать последние новости, содержать регулярно обновляемый каталог (базу данных), прайс-лист, проводить анкетирование, форумы, автоматическую рассылку по подписчикам и т. п. В зависимости от профиля компании набор функционала меняется.

Рассмотрим такой вопрос: каким должен быть риэлторский сайт, как правильно его разработать, на что обратить внимание?

Первое, что нужно всегда помнить и к чему стремиться при создании любого веб-сайта, — сделать его индивидуальным, не похожим на другие, придумать изюминку, которая будет его выделять на фоне сотни других. Этим занимаются дизайн-студии, можно конечно это попробовать сделать и самим, но, как показывает опыт, лучше поручить это профессионалам.

Совет первый

Сформулируйте на бумаге цели создания сайта. Лично для себя, для своей компании, для окружающих вас людей. Цель: выяснить, какие задачи ставит перед собой компания при создании сайта. Несколько возможных вариантов:

  • презентация компании деловому сообществу;
  • представить описание продаваемых объектов;
  • использовать Интернет в целях популяризации компании и как PR канал;
  • поиск новых клиентов и партнеров (предполагает базы данных, каталоги, возможность заказа и т.п.);
  • продажа (вести бизнес через сайт компании, дистрибуция, взаимосвязь компьютерных систем отдаленных офисов и т.п.).

Совет второй

Люди, покупающие квартиры, как правило, очень занятые и со временем у них напряженка. Не перегружайте сайт текстовой информацией, сделайте упор на визуализацию. Помимо стандартного приема — демонстрации фотографии дома и планировки квартир — воспользуйтесь технологией «Виртуальный тур».

Виртуальные туры — это онлайновые или оффлайновые презентации, которые позволяют осмотреть какой-либо объект. В зависимости от типа тура это могут быть широкоугольные или циркулярные (360 градусов), произвольно движущиеся панорамы объектов любого размера (квартиры и другие помещения, улицы и здания, аллеи парков, виды с высоты птичьего полета и т.д.). Такой тур позволяет виртуально побывать на объекте, пройтись около дома, войти в него, подняться на лифте и посмотреть будущую квартиру, причем все это проделать, не покидая своего рабочего места.

Пример «Виртуального тура».

Также полезно использовать трехмерную графику. воссоздайте прилегающую территорию, инфраструктуру, покажите, как добраться пешком до метро, где находятся детский сад и школа, ближайшие магазины и т.п. Этот трехмерный городок можно и анимировать, пустить машинки и людей по улицам — все это более наглядно покажет жизнь района и нарисует клиенту полную картину его будущего места проживания. Все это, конечно, можно и рассказать в тексте, но это будет не так наглядно и не факт, что будет прочитано до конца, а значит какие-то важные моменты, которые могли бы привлечь потенциального покупателя, будут упущены вместе с последним.

Совет третий

Как обновлять? Есть несколько способов. Можно обратиться за поддержкой к компании-разработчику, определиться с объемом и платить ежемесячную плату за техническую поддержку. А если обновления необходимо производить более оперативно, то можно воспользоваться специальными программами электронного паблишинга. Это программные комплексы, которые позволяют любому сотруднику фирмы, не имеющему специальных знаний и навыков в области верстки, вносить новую и редактировать имеющуюся уже на сайте информацию с помощью простого интерфейса. Это самый быстрый способ донести информацию до клиента! На производство нового буклета или листовки понадобится как минимум неделя, почтовая рассылка тоже не спасет, а с помощью программы Conten один человек может в течение нескольких минут опубликовать новость на сайте, поменять информацию в базе данных и сделать рассылку по подписчикам.

Совет четвертый

ТЗ. Что это такое? Документ, регламентирующий отношения между Заказчиком и Исполнителем работ при создании сайта. Каким исполнителем, какое ТЗ? Мы все сами, своими руками, своим подразделением, в крайнем случае, наймем специалиста. Быстрее, дешевле, надежнее, всегда под рукой. Считаем! Наем специалиста, хорошо знающего как рынок интернет-рекламы, так и специфику вэб-дизайна вкупе с программированием и хостингом, во сколько это обойдется? Специалист, заменяющий экспертов как минимум по четырем вопросам, стоит дорого, а полностью загружен он будет только в период разработки ТЗ. Будет писать ТЗ, будет как миленький потому он и специалист, так как знает, как делать, что делать, почему и для чего, и что за этим последует. Кроме разработки существует еще и поддержка сайта.

Вот перечень основных специальностей, связанных с функционирующим вэб-сайтом, и соответствующая область компетенции:

  • менеджер проекта — он решает все ваши вопросы;
  • вэб-мастер — HTML-верстка;
  • вэб-дизайнер — разработка стиля и разработка графики для сайта;
  • вэб-программист — написание программных модулей, использующихся на сайте (например, магазин);
  • вэб-маркетолог — маркетинг интернет-проекта, подготовка материалов;
  • контент-девелопер — написание и переработка материалов для сайта, вычитка «чужих» материалов перед их помещением на сайт;
  • вэб-администратор — поддержка работоспособности вэб-сервера как программно-аппаратного комплекса и вопросы безопасности.

И это все за одну зарплату? Если нет, то давайте подумаем и напишем ТЗ. Самостоятельно или нет, решать вам. Вы можете и не знать (да и не обязаны) о существующих способах воплощения различных бизнес-идей и стратегий. Многие мысли по разработке и функциональности вам предложит Исполнитель, если он хороший Исполнитель. Сюда входят и оригинальность идеи сайта, и графическое оформление, и способ навигации и технические приемы представления информации. Это логично — команда профессионалов лучше разбирается в своей области знаний. Поэтому окончательный вариант ТЗ должен формироваться совместно. Оплачивать разработку хорошего ТЗ придется все-таки вам. Смиритесь с этим.

Совет пятый

Девиз компании IBM — «Думай». Вот чем действительно стоит заняться самому — продумать, что разместить на сайте. Никто другой эту работу лучше не сделает. Кто лучше вас разбирается в вашем бизнесе, знает партнеров и клиентов, представляет особенности ваших товаров и услуг? — Никто, кроме вас. Поэтому именно вам придется решать, какие разделы будут выставлены на сайте, стоит ли выносить туда весь перечень услуг, на какой информации необходимо сконцентрировать внимание и т. д., и т. п. В общем, необходимо сформировать структуру сайта. Поэтому именно вам придется решать, сайт какого типа вам нужен и на какие сайты он должен быть похож. Структуру лучше всего разработать как иерархическую схему, похожую на «дерево». Только, ради бога, не на оргструктуру вашей компании. Вот когда это все будет готово, только тогда вам стоит прибегнуть к помощи профессионалов, которые оценят ваш труд, посоветуют и помогут создать детальное техническое задание на разработку сайта.

Естественно, проще распределить обязанности по поддержке разделов на сайте среди различных подразделений или департаментов в соответствии с устоявшейся иерархией и полномочиями руководителей. Однако следование этому принципу приведет к созданию сайта, ориентированного на сотрудников компании больше, чем на клиентов и партнеров. Структура сайта должна определяться в соответствии с задачами, которые пользователи хотят решить с помощью вашего сайта. Пользователям в большинстве случаев неинтересно, как организована внутренняя структура вашей компании, поэтому им вовсе не обязательно изучать эту структуру при использовании сайта.

Итак, рисуйте «дерево» — это вариант будущего технического задания (ТЗ).Что хорошего в деревянной структуре? Преимущества. Можно написать так: «Что хорошего в деревянной структуре и зачем она нужна?».

Необходимо при разработке навигации по сайту прежде всего разработчику. Это ответ на вопрос, как должен быть проложен путь к той или иной информации сайта, куда необходимо направлять пользователя.

Глядя на дерево, разработчик сможет точнее сориентировать вас в стоимости разработки сайта, а вы поймете, на каких «ветвях» дерева собираются «золотые яблочки».

Совет шестой

Итак, ТЗ разработано, исполнитель выбран, можно начинать работы. Что же еще может встретиться на пути? Простой ответ — грабли. Грабли маркиза Де Кондорсе. Жил такой маркиз во Франции, даже в парламенте заседал. И чего он из этого парламента вынес? Одно простое правило. Поясним на примере. Сидят 10 человек, и каждый из них обладает опытом, знаниями, умениями и многими другими качествами. Теперь им необходимо принять решение по какому-либо вопросу. Какое решение принимается в условиях стыковки мнений? Правильно, самое «серенькое», так чтобы и нашим и вашим. Причем здесь это?

Да притом, что если с каждой из сторон от вас как от Заказчика, и от Исполнителя в процессе будут принимать участие по 10 человек, то и результат получится серенький, если не убогий. Иными словами, нужно выбрать какого-либо члена сообщества и осуществлять общественный выбор в соответствии с его предпочтениями. Других рациональных правил не существует.

Лучшим способом гарантировать целостность разрабатываемого сайта и разделов сайта является поручение контроля над всем проектом одному человеку. Как с вашей стороны, так и со стороны исполнителя.

Типичные ошибки при разработке сайта

Об этом уже не раз писали, но тем не менее стоит их вкратце все же повторить.

Не сформулированные потребности. Ответьте на вопрос: каким образом сайт может реально принести пользу существующим клиентам и развитию бизнеса?

Сайты, интерфейс которых направлен на потребности внутрь организации, а не на внешних посетителей, как правило, не работают.

Cтруктура сайта не должна повторять организационную структуру предприятия.

Целостность — ключ к эффективной интерактивности. Не привлекайте к проекту большое количество независимых исполнителей. Настоящие профессионалы давно научились взаимодействовать на рынке. А передача работ от исполнителя к другому (рекламой занимается один, маркетингом другой, стратегией третий, бизнес-процессами четвертый) напоминает старую пословицу про семь нянек.

Сайт сделан, но на информационную поддержку забыли выделить средства. вы вложили большие деньги в построение сайта, но не стали его поддерживать: ваши инвестиции не принесут отдачи. Бизнес должен развиваться, стоять на месте — значит идти назад. Это справедливо и для интернет-бизнеса.

До тех пор пока вы не сможете решить проблему создания материалов специально для Интернета, информация, представленная на вашем сайте, будет носить вторичный характер. Интернет — агрессивная среда, и там нет возможности расслабится, посидеть на диванчике, познакомиться с буклетиком, все происходит быстро — готовьте материалы к быстрому восприятию.

Часто полезно проследить за реальной работой 4-5 независимых пользователей на вашем сайте и заново трезво оценить его дизайн, а также те части, которые требуют совершенствования.

Автор — Михаил Самсонов
Руководитель компании X-Project