Москва, Бережковская наб., д. 16, корп.2, оф. 609 manager@xproject.ru
+7(495) 783-86-20
 
 

Лицо, обезображенное Интернетом

Опубликовано в деловом еженедельнике «Компания», Выпуск № 36 (625) от 04.10.2010.

Журнал Компания

Сайт компании — это ее лицо в Интернете, которое по значимости сопоставимо разве что с позиционированием бренда. Однако многие отечественные госкомпании и госкорпорации относятся к собственному «интерактивному лицу» крайне халатно. Дело все в том, что заказы на разработку сайтов часто достаются «своим» компаниям, а в цене работы до 75% составляют «откаты».

Ни одна из госкомпаний и госкорпораций, куда «Ко» обратился с запросом о стоимости разработки их сайта в Интернете, не стала раскрывать эти данные. Из всех сайтов, участвующих в обзоре «Ко», лишь сайты «Газпрома» и ВТБ разработаны компанией, входящей в Top-10 дизайнерских студий. По крайней мере, они открыто говорят о том, с кем сотрудничали. Остальные либо не упоминали о своих партнерах по web-дизайну, либо доверили создание сайта малоизвестным фирмам. «Как правило, участвуют „свои“ компании, которые отдают заказы на подряд. Есть некое агентство или свой человек, осуществляющий все смежные услуги — поставка софта, оборудования, сайты и т.п. Вероятность получения заказа для „чужой“ компании есть, но она невысока», — поясняет руководитель разработки интернет-проектов компании VIPRO Григорий Баринов. «А разве это всегда плохо? Партнер должен быть проверен, это не всегда „откаты“. Например, „Астроним*ы“ организуют иногда „свои“ тендеры. Но „откаты“ никогда не даем», — говорит управляющий партнер команды «Астроним*ов» Богдан Коровец. По его словам, клиенту на уровне среднего менеджерского звена, не принимающего решений, но готовящего тендер, часто важно, как успешно он будет работать по этому проекту в дальнейшем. «Ему нужен гарантированно хороший результат, он подряжает компанию часто дороже, но действительно лучше», — отмечает эксперт. Тем не менее вопрос с «откатами» при создании сайтов госкомпаний и госкорпораций задел экспертов за живое. «Слышал о 75-процентных откатах», — признался директор ООО «Максимастер» Максим Корниенко. Другой руководитель крупной дизайнерской студии на условиях анонимности сообщил, что «откаты» иногда составляют до 90% стоимости работ, а подряды достаются в основном «своим» компаниям. «Суммы контрактов на разработку web-сайта относительно невелики, если сравнивать, например, с теми же поставками высокотехнологичного оборудования, где суммы достигают иногда сотен миллионов рублей. Потому нажиться на разработке сайта потенциальному взяточнику сильно не получится», — добавляет исполнительный директор дизайн-студии X-Project Дмитрий Холомцев. «Мы участвовали и побеждали как в открытых конкурсах по разработке и поддержке web-сайтов госструктур (например, с сайтом Счетной палаты РФ, чьим подрядчиком мы являемся уже почти 10 лет, Управлением регионального развития Тверской области, ВВЦ и других), так и в тендерах крупных корпораций, в том числе из представленного списка», — делится опытом Дмитрий Холомцев. Эксперты подчеркивают, что главным критерием в выборе подрядчика будет являться цена контракта, а не качество заявки и предлагаемых работ, уровень портфолио студии и т.д. «По субъективным ощущениям, ситуация такая. В большинстве случаев тендер делается под конкретного исполнителя. Это очень хорошо видно из тендерных заявок. Например, проект на несколько миллионов рублей с огромным функционалом, а в требованиях стоит — месяц на разработку. Очевидно, что этот проект уже готов. Или есть требование разрабатывать сайт на системе управления, которая является «подделкой» никому не известной студии. Понятно, что в таком тендере выиграть может только эта студия. Есть множество других способов отсечь всех, кроме «своего», — добавляет Максим Корниенко.

Полный текст статьи с рецензиями (в том числе Дмитрия Холомцева) ряда сайтов государственных и крупных частных компаний, находится по адресу: http://ko.ru/ru/articles/?id=22690 (откроется в новом окне).

Текст: Максим Логвинов (Деловой еженедельник «Компания»).